МОСКВА (Маркет Репорт) -- Концерн BMW планирует построить автосборочный завод полного цикла в России. Основной рассматриваемый вариант для размещения производства - Калининградская область, где действует особая экономическая зона (ОЭЗ), рассказал Ведомостям знакомый с менеджерами автоконцерна человек.
Резиденты ОЭЗ получают бюджетные субсидии, сопоставимые с расходами по уплате таможенных платежей при ввозе комплектующих. Мощность производства, скорее всего, будет сопоставима с продажами в России, отметил собеседник Ведомостей. На предприятии будет сварка и окраска кузовов, в то время как штамповка кузовных деталей, а также производство двигателей и трансмиссий маловероятны - планируемая мощность невелика, объяснил он.
Старший вице-президент BMW Хендрик фон Кюнхайм сказал, что компания собирается повысить уровень локализации производства.
"В России есть несколько технологических зон, где производятся автомобили, включая Московский, Калужский, Петербургский, Калининградский регионы. Мы проанализировали все локации и сейчас находимся в стадии принятия решения. Этот процесс займет несколько недель или месяцев," - сказал он.
По словам Х.Кюнхайма, инвестиции BMW могут составить несколько сотен миллионов евро.
С 1999 года автомобили BMW выпускаются крупноузловым способом на мощностях калининградского Автотора. На Автоторе выпускаются модели 3, 5 и 7-й серий, кроссоверы X1, Х3, X4, X5, X6. Мощность производства составляет около 40 тыс. автомобилей в год.
Ранее немецкий автоконцерн и его партнер Автотор допускали возможность строительства в России автозавода полного цикла, но принятие решения постоянно откладывалось. При этом, по словам Х.Кюнхайма, компания рада многолетнему партнерству в России и считает, что оно позитивное и дает хороший результат.
"Проект с BMW действует и продолжается. В этом году поставлены на производство новые модели 5-й и 7-й серий. В будущем году обновление модельного ряда будет продолжено", - сказал представитель Автотора, отказавшись от других комментариев.
Ранее руководство Автотора рассказывало, что для строительства завода полного цикла по выпуску BMW планируется подписать специальный инвестиционный контракт (допуск к господдержке в обмен на инвестиции). Так поступил уже конкурент марки - Daimler, который к 2019 году построит завод по производству легковых Mercedes-Benz в Московской области. Проектная мощность предприятия - 25 тыс. машин в год, стоимость проекта - EUR250 млн. Предприятие будет выпускать седаны E-класса и три модели кроссоверов - GLE, GLS и GLC.
"Государственное регулирование иностранных компаний в России изменится в ближайшие годы. И это потребует от нас более глубокой локализации, чтобы полноценно вести бизнес", - пояснил Х.Кюнхайм.
Компании для нового проекта необходим специнвестконтракт, отметил Х.Кюнхайм, но будет ли он подписан и когда, не пояснил.
"BMW не подавала заявку на заключение специнвестконтракта и не обращалась в Фонд развития промышленности за консультациями по ее подготовке", - передал Ведомостям заместитель директора фонда Сергей Вологодский. По его словам, возможность заключения специнвестконтракта в 2016 году прорабатывал Автотор. Сейчас же "заявок на заключение специнвестконтракта от обеих компаний нет", добавил С.Вологодский.
Инвестконтракт поможет в том числе участвовать в госзакупках - такую возможность компания потеряла (как и легковые Audi, собираемые в Калуге) в начале 2017 года, когда чиновники увеличили число требуемых технологических операций при выпуске автомобилей, сказал знакомый с менеджерами автоконцерна человек. На госзакупки приходилось до 3% общих продаж марки в России, отметил представитель BMW.
"Четыре года назад мы ожидали, что российский рынок взлетит до 3 млн автомобилей в год, но он в итоге сократился до менее 1,5 млн штук. Сейчас рынок восстанавливается. Это связано в том числе с политической ситуацией, которая выправляется между Россией, Европой, Германией", - сказал Х.Кюнхайм.
В 2016 году продажи BMW в России практически не изменились по сравнению с годом ранее - 27 тыс. 507 автомобилей, а в январе - августе этого года выросли на 5% до 19 тыс. 279 шт., согласно данным АЕБ. Весь рынок вырос на 9,6%.
По итогам 2017 году российский рынок вырастет на 15%, продажи премиальных автомобилей - на 2-3%, прогнозирует гендиректор "BMW Group Россия" Максимилиан Келльнер. В 2018 году, как ожидает BMW, рынок увеличится примерно на 10%, премиум-сегмент - на 5%, а доля марки - на 1-2 п. п. Компания будет расширять модельный ряд, прежде всего в люксововом сегменте. И конечно же, особый упор будет сделан на кроссоверы, следует из слов ХКюнхайма.
Как сообщала ранее компания Маркет Репорт, в конце 2012 года "Автотор Холдинг" и канадский производитель автокомпонентов Magna International Europe AG подписали соглашение о сотрудничестве в создании автомобильного кластера в Калининградской области. В рамках соглашения в Калининграде компании намерены построить 21 завод, из них 15 - по производству автокомпонентов. Создание нового автомобильного кластера планируется произвести в два этапа. Завершение первого этапа строительства кластера было намечено на 1 января 2016 года, второго - к 2018 году. Планировалось, что в калиниградский кластер войдут предприятия компаний BMW, General Motors и KIA.
Концерн BMW AG - немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии (Дингольфинг, Регенсбург, Лейпциг, Мюнхен). Также автомобили собираются на предприятиях в Таиланде, Малайзии, Индии, Египте, ЮАР, во Вьетнаме и США. Чистая прибыль BMW в 2016 году составила EUR6,91 млрд, выручка - EUR94,16 млрд. Продажи автомобилей увеличились на 5,3% и составили 2,37 млн единиц (это рекордный показатель за всю историю BMW).
MRC