МОСКВА (Маркет Репорт) -- Мировой рынок композитов будет увеличиваться более чем на 8% в год - с USD72,58 млрд в 2016 году до USD115,43 млрд к 2022, сообщает РБК со ссылкой на прогноз Markets and Markets.
Толкать рынок вверх будет стремительно растущий спрос на композиты со стороны ветроэнергетики, аэрокосмической отрасли, транспортного машиностроения и оборонной сферы. Доминируют в производстве полимерные композиты, причем в 90% случаев для армирования используется стекловолокно. Крупнейшим рынком для композитов является Азиатско-Тихоокеанский регион, а основные производственные мощности сосредоточены в Китае, Японии, США и Европе.
На одном ценовом полюсе находятся высокотехнологические материалы для аэрокосмической сферы, стоимость которых может составлять несколько сотен долларов за килограмм, на другом — массовые материалы стоимостью USD15–20 за килограмм, востребованные в автопроме, строительстве и энергетике.
В Европе и США производители ищут возможности производства более легких автомобилей, чтобы сократить расход топлива. Массовое применение композитов в автопроме требует снижения их цены и сокращения производственного цикла.
По данным Umatex, дочерней структуры "Росатома", более 30% мирового объема производства полимерных композитов, или около 4 млн тонн, используется в строительстве жилых и промышленных зданий, автодорог и мостов, коммунальной инфраструктуры. Простые композитные материалы, такие как бетонные армированные плиты и стеклопластики, применяются в строительстве давно и широко, однако новые материалы открывают массу возможностей для улучшения теплоизоляции и энергоэффективности, уменьшения веса зданий и повышения сейсмоустойчивости, а также создания сложных архитектурных форм. Замена металлической арматуры на композитную способна значительно увеличить срок ее службы, а армированные сетки могут радикально продлить жизнь дорожному покрытию.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на сегодняшний день потребление композитных материалов на душу населения составляет в России всего 0,5 кг, что в 15 раз меньше, чем в развитых странах. Используются они главным образом в ЖКХ, транспортной инфраструктуре, авиации, космосе и энергетике. Подпрограмма по развитию композитной отрасли включена в госпрограмму развития промышленности, а утвержденная Минпромторгом «дорожная карта» предполагает, что к 2020 году объем внутреннего рынка композитных материалов увеличится до 120 млрд руб., а потребление на человека составит уже 1,5 кг композитов в год. Как признают в ведомстве, пока страна находится лишь на полпути к этой цифре: хотя рынок растет на 20% в год, в 2017 году его объем не превышал 53 млрд руб.
Доля РФ в мировом производстве композитов составляет около 1%, а сама отрасль крайне импортозависима: из-за границы ввозятся оборудование и основное сырье — смолы, отвердители, наполнители для сэндвич-структур, препреги.
По данным Минпромторга, производством композитов в России занимаются около полутора сотен предприятий, специальные композитные кластеры созданы в Татарстане, Московской и Саратовской областях. Ранее сообщалось, что в июле 2017 года ОО "ПМ-Композит" начал строительство в ОЭЗ "Тольятти" завода по созданию полимербетонного и прессового производства продукции из композиционных материалов. Кроме того, в декабре 2017 года НПП "Полипластик" разработал эксклюзивные марки композитов для новых моделей Ford.
В то же время развитие отрасли ограничивают нехватка квалифицированных кадров и слабое развитие нормативной базы. Впрочем, после вступления в силу сводов правил и стандартов применения композитов в приоритетных секторах экономики, основанных на лучших зарубежных практиках, ситуация должна измениться к лучшему, прогнозируют эксперты. "Перспективы рынка неплохие, но взрывного роста ждать не стоит. Нужно время и опыт успешных проектов, чтобы такие консервативные отрасли, как строительство и нефтянка, начали активно внедрять композиты", — полагает Владислав Ярославский.
MRC