МОСКВА (Маркет Репорт) -- Первое за два года падение продаж автомобилей в РФ в феврале объясняется смещением спроса на конец 2018 года из-за роста НДС и медленной адаптацией покупателей к повышению цен на этом фоне, считают участники рынка и эксперты, сообщает Коммерсант.
Они полагают, что восстановление спроса возможно уже в марте за счет возобновления программы льготного автокредитования. Но некоторые игроки рынка опасаются, что господдержка из-за снижения ее объемов и сокращения числа участников лишь сгладит падение продаж.
По мнению участников рынка и экспертов, основными причинами падения продаж автомобилей в феврале стало отсутствие господдержки и повышение НДС с 1 января. Как сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в феврале снизились на 3,6%, до 128,4 тыс. штук. Это первое падение год к году с начала восстановления рынка в 2017 году. Хотя первый квартал — традиционно низкий сезон для автопродаж, в январе рынок еще показывал символический рост на 0,6%.
В АЕБ отмечают, что перспектива возвращения к росту в ближайшие месяцы "не выглядит слишком обнадеживающей", в том числе из-за сжатия программ господдержки спроса. Так, сократились перезапущенные с 1 марта программы льготного автокредитования "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". При этом требования к участникам программ были скорректированы: предельная цена автомобиля снижена с 1,45 млн руб. до 1 млн руб., и появилось условие оснащения машины российским двигателем, системой "ЭРА-Глонасс" или наличия у производителя специнвестконтракта.
В итоге из программы выбыли, например, некоторые модели Ford (Ecosport, Kuga, Mondeo). Продажи Ford почти непрерывно снижаются с мая 2018 года, в феврале падение составило 45%. Также в программу не вошли автомобили Peougeot (408) и Citroen (C4 седан) — их продажи упали соответственно на 33% и 39%. Но, уточняет Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", главная проблема ряда моделей Ford и PSA связана не с поддержкой, а с позиционированием на рынке, где много более дешевых аналогов сопоставимого качества.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет результаты февраля ожидаемыми на фоне ухудшения покупательской способности населения и роста цен: "Программы льготного кредитования — едва ли не ключевой инструмент поддержки спроса на авторынке. В 2017 году практически каждый второй автомобиль, реализованный в кредит, был продан с господдержкой". Глава дилера "Авилон" Андрей Павлович связывает спад продаж с ростом НДС и желанием части покупателей повременить с покупкой до весны, когда будут запущены программы господдержки.
Глава "Порше Центр Таганка" Алексей Забелкин считает, что снижение продаж связано с "общей экономической ситуацией", нестабильным курсом рубля, ростом НДС и ставки ЦБ — доля реализации машин в кредит в феврале уже сократилась. По его словам, в январе-феврале у дилеров на складах было мало автомобилей 2018 года выпуска из-за активного спроса в ноябре-декабре в преддверии роста НДС и повышения цен, а автомобили 2019 года выпуска еще не поступили. По мнению директора по развитию автодилера "Рольф" Владимира Мирошникова, именно остатки на складах дилеров в январе замедляли снижение рынка, но в феврале они были исчерпаны.
В АЕБ прогнозируют рост рынка на 3,6% в 2019 году. В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" дают похожий прогноз — рост на 3%, до 1,85 млн машин. Владимир Беспалов дает оптимистичный прогноз в 6% роста, ожидая, что существующее падение будет краткосрочным и покупатели адаптируются к новым ценам. Кроме того, он говорит о сохранении остаточного эффекта по обновлению парка автомобилей, приобретенных до падения рынка в 2012–2013 годах.
MRC