Российские нефтекомпании могут сократить инвестиции в новые проекты из-за низких цен на нефть

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Российские нефтекомпании при сохранении текущих низких цен на нефть будут вынуждены переоценивать новые проекты и могут снизить инвестиции в наименее рентабельные месторождения, считают опрошенные Коммерсантом эксперты.

На фоне ценовой войны с Саудовской Аравией и влияния коронавируса цена на российский сорт Urals снизилась до минимального с 2002 года уровня, меньше USD19 за баррель, а дисконт к Brent увеличился до USD4 за баррель.

Пока единственной российской компанией, которая объявила о пересмотре инвестиций, стал Лукойл: по словам главы компании Вагита Алекперова, вложения будут сокращены на USD1,5 млрд - в основном на "вновь начинаемые проекты". Прежде планы по инвестициям на 2020 год составляли 660 млрд руб. Другие нефтяники не ответили Коммерсанту. Но вице-президент Лукойла Леонид Федун заявил РБК, что при цене нефти ниже USD35 за баррель с 2022–2023 годов добыча нефти в РФ начнет падать.

По мнению аналитиков, действующие месторождения в России продолжат работать. "Все начатые проекты будут закончены, задержки возможны только в случае проблем с финансированием", - считает старший аналитик Сбербанка Андрей Громадин.

В текущей ситуации можно говорить об остановке некоторых нерентабельных скважин с учетом лицензионных обязательств, добавляет Антон Усов из KPMG. "Действующие проекты будут закрываться, только если цена на нефть упадет ниже точки операционной безубыточности, которая даже для самых дорогих проектов в Северном море обычно не превосходит USD20 на баррель", - считает Дмитрий Маринченко из Fitch. По его мнению, первыми начнут закрываться проекты по добыче нефти из битумных песков в Канаде, позже - сланцевые проекты в США.

По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, критический уровень для российских компаний - USD15 за баррель при курсе доллара 70 руб., но "если курс будет слабее, то нефтяников могут устроить и более низкие цены".

В отношении новых проектов мнения аналитиков разделились. Андрей Громадин считает, что нынешней цены на нефть при текущем курсе рубля недостаточно для большинства новых сложных проектов. Некоторые налоговые стимулы привязаны к цене отсечения нефти для бюджета (например, налоговый вычет по Приобскому месторождению и Ванкорскому кластеру) и при текущих котировках обнулились.

Василий Танурков из АКРА отмечает, что в России на ближайшие два года ранее был запланирован запуск нескольких крупных месторождений: Санарское, Севостьянова, Лисовского - Роснефти, Чонский проект - "Газпром нефти". Он полагает, что даже текущие цены позволяют компаниям РФ наращивать добычу, а к 2021 году ждет восстановления котировок нефти.

Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что при принятии инвестиционных решений компании исходят из "некой долгосрочной цены", которая будет отличаться от текущей, поэтому даже в условиях низких цен могут продолжить принимать положительные инвестрешения.

Стремительное снижение цен на нефть продолжается с начала марта, когда Россия и ОПЕК не смогли утвердить новое соглашение об ограничении добычи. Саудовская Аравия стала наращивать производство и снижать стоимость нефти. Reuters сообщало о трудностях трейдеров при продаже российской нефти на апрель.

"Ситуация в ближайшее время повлияет на незаконтрактованные оптовые поставки в портах, трубопроводные же поставки идут на европейские заводы без остановки, - отмечает Антон Усов. -Существенной проблемы в конкуренции с Саудовской Аравией пока не видно, так как их доля на европейских рынках низкая - около 7%". "Пока мировые хранилища не полностью заполнены, проблем со сбытом немного, трейдеры будут покупать по низким ценам и складировать нефть, чтобы выиграть на временном арбитраже, - считает Дмитрий Маринченко. - В апреле - мае ситуация может поменяться, при заполненных хранилищах способность продавать нефть может действительно упереться в физический спрос".

В США падение стоимости нефти уже резко ухудшило положение сланцевых производителей, уровень себестоимости добычи у которых достаточно высок. Чтобы помочь, власти страны объявили о закупке 77 млн баррелей в стратегический резерв. По мнению Леонида Федуна, стремительного падения сланцевой добычи в любом случае не будет: "60% всей нефти захеджировано по цене USD50 за баррель, поэтому для них, условно говоря, до октября-ноября цена будет USD50 в большей степени".

Эксперты говорят и о снижении рентабельности нефтепереработки вплоть до отрицательных значений. Но, считает Дмитрий Маринченко, сильно сокращать производство компании не будут "из-за политических рисков". Он отмечает, что спрос на нефтепродукты может упасть и в России из-за карантинных мер, особенно если они затянутся. Простые НПЗ в целом остаются в сложном положении, хотя снижение субсидий по обратному акцизу компенсируется отчасти ослаблением курса рубля, соглашается Андрей Громадин. В то же время, добавляет он, НПЗ, выпускающие высококачественные бензины и дизельное топливо для внутреннего рынка, будут получать дополнительную прибыль из-за демпфирующего механизма.

Ранее отмечалось, что Саудовская Аравия готова увеличить объемы поставок нефти в Европу до трех раз. При этом Эр-Рияд готов продавать нефть Arab Light по USD25 за баррель нефти.

Кроме того, также сообщалось, что Россия сможет устоять в торговой войне даже при цене до USD15 за баррель. Устоять в ценовой войне за нефть с Саудовской Аравией России помогут одни из самых низких в мире издержек при добыче нефти, гибкая налоговая политика и плавающий курс рубля.

Между тем, как сообщала компания Маркет Репорт, мировой спрос на нефть в 2020 году может продемонстрировать крупнейшее в истории падение на фоне беспрецедентных мер, которые принимаются во многих странах для борьбы с распространением коронавируса.
MRC

Калининградский Автотор повышает локализацию производства

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Калининградский завод Автотор расширяет сотрудничество с производителями автокомпонентов, работающими в России и странах, входящих в Евразийский экономический союз, сообщил Автостат.

Так, по итогам 2019 года общий объем закупок на внутреннем рынке ЕАЭС составил свыше 2,2 млрд руб., что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом (1,7 млрд руб.), сообщила пресс-служба Автотора.

В частности, от производителей на территории Калининградской области и стран ближнего зарубежья в 2019 году начаты поставки новых комплектующих. Это аккумуляторные батареи, в том числе с использованием технологии с абсорбированным электролитом от компаний АКОМ из Тольятти и Тубор из Нижнего Новгорода, автошины (компании Кордиант из Ярославля и Пирелли ТР из Воронежа), колесные диски (Хартунг, Челябинск), инструментальный набор (БААЗ, Барановичи, Белоруссия), ветровое стекло на модель Hyundai HD 78 (AGC, Нижний Новгород).

Благодаря развитию программы локализации и углублению технологии производства Автотора, в Калининградской области созданы предприятия, на которых уже налажен выпуск продукции - различных видов автокомпонентов. Это жгуты электропроводки, бампера, системы отвода выхлопных газов, а также сиденья от компании Енгсан КЛД и мультимедийные системы и системы кондиционирования (HVAC) от компании Мотрекс КЛД. Производством и монтажем различного рода надстроек дна шасси коммерческих автомобилей Hyundai, например, занимается калининградская компания Гефест.

В настоящее время на коммерческие автомобили производства Автотора устанавливаются свыше 20 различных типов надстроек, в том числе, бортовые платформы, фургоны, холодильные установки, пылесосы, мусоровозы. В 2019 году реализован специальный проект - грузовые автомобили Hyundai HD 35C были оборудованы самосвальными установками с трехсторонней разгрузкой. Все работы по инженерному проектированию и изготовлению надстроек для данных автомобилей выполнены российской компанией Смартэко из Нижнего Новгорода. При этом обеспечен высокий уровень локализации продукции в сотрудничестве с предприятиями Калининградской области.

В течение 2018-2019 годов объем инвестиций компаний, привлеченных Автотором в производственные отрасли экономики Калининградской области в рамках программы локализации, составил более EUR6,2 млн. На сегодняшний день постоянными заказами Автотора обеспечены более 300 малых и средних предприятий Калининградской области - поставщиков товаров и услуг.

Ожидаемый объем инвестиций в 2020 году планируется на уровне EUR1,85 млн. В ближайших планах - начало поставки лобовых и боковых стекол на автомобиль KIA Cerato от компании "ФУЯО Стекло Рус" из Калуги и другие проекты по локализации компонентов для различных моделей автомобилей, производимых на мощностях завода Автотор, в том числе по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов.

Ранее отмечалось, что Автотор ожидает в первом квартале 2020 года снижения производства от планировавшегося ранее объема выпуска порядка на 8 тыс. автомобилей в связи с перебоями в поставках комплектующих, вызванными эпидемиологической ситуацией по коронавирусу.

Автотор основан в 1994 году, начал производство автомобилей в 1997 году. В настоящее время завод выпускает около 30 моделей под марками BMW, Kia, Hyundai, Tata Daewoo. Совместный проект Автотора и Hyundai Motor (HMC) начался в 2011 году с запуска пилотного производства грузовых автомобилей HD78. Выпуск легковых автомобилей стартовал в 2013 году, когда завод освоил производство автомобилей i40 и Equus. В марте 2016 года Автотор и HMC подписали соглашение о партнёрстве и развитии инвестиционного проекта. По итогам 2015 года Автотор произвел 92,2 тыс. автомобилей.
MRC

"Форд Соллерс Елабуга" в 2019 году нарастил экспорт автомобилей Ford Transit на 42%

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Компания Ford Sollers по итогам 2019 года увеличила экспорт автомобилей Ford Transit российского производства на 42% по сравнению с предыдущим годом, сообщил Автостат со ссылкой на заявление пресс-службы предприятия.

При этом в компании добавили, что по соглашению с партнером - компанией Ford Motor - Ford Sollers поставляет автомобили на экспорт в ближнее зарубежье. Наибольшая доля экспорта приходится на Республику Беларусь.

Российские дилеры Ford в прошлом году увеличили продажи легких коммерческих автомобилей семейства Ford Transit на 4%, реализовав 12 589 этих машин. В результате Ford Transit остается лидером рынка легких коммерческих автомобилей среди иностранных брендов.

В сентябре 2019 года завод "Форд Соллерс Елабуга" начал производство обновленного Ford Transit. Автомобиль получил обновленные сиденья, новую цветовую палитру деталей экстерьера и отделки салона. Также была модернизирована несущая конструкция кузова, замки дверей, что привело к дополнительному усилению кузова.

Ранее отмечалось, что "Форд Соллерс Елабуга", на базе которого было создано обновленное совместное предприятие Ford Sollers в России, в прошлом году довела степень локализации своего производства в РФ до 100%. Так, в рамках развития приоритетного направления для Ford Sollers - вертикальной локализации, предусматривающей организацию в России всей производственной цепочки от добычи сырья до выпуска готовых компонентов, в 2019 году были локализованы и начаты поставки бамперов для Ford Transit от "Хитон-Пласт 2" из локального материала. Цепочка поставщиков включает в себя предприятия нефтехимической и автомобилестроительной отраслей Республики Татарстан: Татнефть - добыча, Нижнекамскнефтехим (НКНХ) - базовые полимеры, "Хитон Пласт 2" - бампер.

Как сообщала компания Маркет Репорт, в марте 2019 года акционеры совместного предприятия Ford Sollers, Ford Motor Company и ПАО "СОЛЛЕРС", объявили о реструктуризации совместного предприятия, деятельность которого в будущем сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта. Новая структура бизнеса позволит компании укрепить позиции и увеличить продажи Ford Transit, производство которого продолжится на заводе в ОЭЗ "Алабуга" (г.Елабуга, Татарстан). В новой структуре Ford Sollers акционеры Ford Motor Company и ПАО "СОЛЛЕРС" остаются партнерами, при этом ПАО "СОЛЛЕРС" будет владеть долей 51% в уставном капитале совместного предприятия.

В конце марта прошлого года также стало известно, что совместное предприятие американского автопроизводителя Ford и российского ПАО "Соллерс" будет перезапущено с 1 июля 2019 года на базе завода в Елабуге и сосредоточится на производстве и продажах легких коммерческих автомобилей Ford Transit, а два российских завода компании в Набережных Челнах и Всеволожске (Ленинградская область)будут закрыты.
MRC

OUCC в марте приступит к плановой профилактике на заводе МЭГ в Цзянсу

МОСКВА (Маркет Репорт) -- Компания Oriental Union Chemical Corp (OUCC), тайваньский производитель нефтехимической продукции, планирует во второй половине марта остановить производство на заводе по выпуску моноэтиленгликоля (МЭГ) в Линюане (Linyuan, провинция Гаосюн, Тайвань) с целью проведения профилактических работ, сообщил Polymerupdate.

Ожидается, что ремонтные мероприятия на данном предприятии мощностью 260 тыс. тонн МЭГ в год будут продолжаться в течение 20 дней, однако точные сроки проведения технического обслуживания не указываются.

Ранее отмечалось, что OUCC закрывала завод МЭГ в Линьюане на профилактику с конца декабря 2017 года до середины января 2018 года.

Компания также управляет еще одним заводом МЭГ мощностью 500 тыс. тонн в год, который расположен в провинции Цзянсу (Jiangsu, Китай). Он был остановлен для проведения работ по замене катализатора с 4 мая по начало июня 2018 года.

МЭГ наряду с терефталевой кислотой (ТФК) является одним из основных компонентов для производства полиэтилентерефталата (ПЭТ).

Согласно СканПласту компании Маркет Репорт, в России расчетное потребление ПЭТ в январе 2020 года понизилось на 9% относительно аналогичного показателя годом ранее. Всего по итогам первого месяца года в РФ переработано 55,39 тыс. тонн ПЭТ-гранулята (эти данные не учитывают отгрузки российского материала в страны Таможенного союза).

Oriental Union Chemical - тайваньская нефтехимическая компания, которая занимается производством и дистрибуцией нефтехимических продуктов. Компания производит этиленгликоль, диэтиленгликоль и окись этилена.
MRC

PetroChina понизила цены выдувного ПНД в Южном Китае на CNY200 за тонну

МОСКВА (Маркет Репорт) -- PetroChina, "дочка" китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), объявила о понижении цен на выдувные марки полиэтилена низкого давления (ПНД) на юге Китая на 200 юаней (CNY) или USD28,78 за тонну на фоне ограниченного предложения материала на рынке, сообщил ICIS источник в компании.

Так, новые ценовые предложения выдувного ПНД PetroChina теперь находятся в данном регионе на уровне CNY6 900 или USD998 за тонну, EXW (франко-завод).

Спотовые цены в регионе 19 марта на выдувной ПНД были также на этом же уровне.

Согласно СканПласту компании Маркет Репорт, расчетное потребление ПНД в России выросло по итогам января текущего года до 126,07 тыс. тонн против 94,39 тыс. тонн годом ранее. ЗапСибНефтехим серьезно нарастил объемы производства, тогда как экспортные продажи не выросли так существенно.

MRC