МОСКВА (Маркет Репорт) -- Из-за низкого спроса на автомобили могут закрыться еще несколько заводов, сообщают Ведомости со ссылкой на прогноз консалтинговой компании BCG.
Если еще несколько лет назад прогнозировалось, что к 2020 году рынок достигнет отметки в 3,5–4 млн шт. в год по сравнению с 1,5 млн в 2015 году, то сейчас – 1,9 млн машин по базовому сценарию. Основные причины – прогнозируемая низкая стоимость нефти, слабая национальная валюта и проч.
Рекорд продаж в России был установлен в 2012 году. Тогда россияне купили 2,8 млн новых автомобилей. С тех пор продажи неуклонно снижаются. Российские автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год недозагружены и несут убытки.
BCG полагает, что может быть закрыто 3–6 заводов из имеющихся двух десятков. В зоне риска "производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК", а также сравнительно недавно запустившие свои производства, говорится в докладе.
В прошлом году Россию уже покинула американская GM. Тогда же на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и свернут выпуск Toyota Land Cruiser Prado.
Вероятность консервации целых предприятий в России есть, но вряд ли это произойдет в ближайшие 1–2 года – на текущем этапе компании будут вести себя осторожно и продолжат оптимизировать штат, сокращать рабочие дни и смены, считает аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов.
Необходимо агрессивно наращивать экспорт в страны дальнего зарубежья, советует BCG. Относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока. Например, в Иране продается 1 млн автомобилей в год, а в Саудовской Аравии – 0,6 млн. В Африке сейчас низкие продажи – 0,6 млн автомобилей на весь континент, но высокий потенциал роста. Отдельные модели можно поставлять даже в Европу. Например, Kia Rio там не выпускается. А эта модель была бы востребована в Великобритании, Италии, Испании и Франции, указано в докладе.
Чуть ли не единственный работающий на полную мощность завод – "Хендэ мотор мануфактуринг рус» не планирует сбавлять обороты, заявил его представитель. Но и «планов по агрессивному развитию экспорта нет".
Как сообщала Маркет Репорт ранее, продажи легковых автомобилей и LCV (малотоннажный коммерческий транспорт) в России в январе-марте текущего года сократились на 16,9% по сравнению с тем же периодом в 2015 году - до 319,1 тыс. автомобилей. В прошлом же году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 35,7%. Падение авторынка в России происходило весь прошлый год в результате ослабления рубля и экономического кризиса.
Прогноз АЕБ на 2016 год - падение продаж на 4,7% до 1,53 млн автомобилей.
MRC