МОСКВА (Маркет Репорт) -- Партнер Роснефти, крупнейшей государственной нефтяной компании РФ, американская ExxonMobil столкнулась в России с "административными барьерами" и просит их устранить, сообщил Коммерсант.
В частности, компания хочет получить право использовать для сейсморазведки и бурения в России суда под иностранным флагом.
Так, президент ExxonMobil Russia Inc. Гленн Уоллер в письме вице-премьеру Максиму Акимову от 3 июля (копия есть у Коммерсанта) просит правительство РФ устранить два административных барьера. В частности, в компании считают, что действующая с начала 2018 года редакция Кодекса торгового мореплавания (КТМ) грозит срывом сроков реализации нефтегазового проекта "Сахалин-1" и многомиллионными затратами РФ, поскольку проект реализуется на условиях раздела продукции. Проблема в том, что КТМ теперь запрещает использовать плавучие буровые установки и сейсморазведочные суда под иностранным флагом для работ на континентальном шельфе РФ. Гленн Уоллер просит внести поправки в КТМ, поскольку буровых под российским флагом недостаточно. Проблема, говорится в письме, обсуждалась 6 июня в рамках Американо-Российского делового совета на ПМЭФ-2019 при участии президента ExxonMobil Global Projects Нила Дафина.
"Сахалин-1" - крупнейший добычной проект в России с участием Exxon (30%, оператор), реализуется на условиях СРП. Другие акционеры - Роснефть (20%), японская Sodeco (30%), индийская ONGC (20%). Добыча нефти и конденсата "Сахалина-1" в 2018 году составила 11,6 млн тонн. Как отмечает ExxonMobil, в ближайшие годы планируется новая сейсморазведка и очередной этап разработки Аркутун-Даги с использованием плавучей буровой.
В письме Г.Уоллер уточняет, что Минтранс уже подготовил проект поправок в КТМ, который направлен в аппарат правительства. В Минтрансе пояснили, что цель законопроекта - "конкретизация полномочий правительства на определение случаев и порядка привлечения судов под иностранным флагом при невозможности по тем или иным причинам выполнения указанных работ судами под российским флагом". В Минпромторге Коммерсанту подтвердили "существование подобной инициативы Минтранса", но отметили, что с ними проект не согласовывался. Представитель М.Акимова не ответил на запрос Коммерсанта. В российском представительстве ExxonMobil отказались от комментариев. В Роснефти, Лукойле, "Газпром нефти" и Газпроме (последние две компании достаточно активно ведут бурение на шельфе) также не дали комментариев.
Поправки в КТМ, принятые в конце 2017 года, уже становились проблемой для реализации крупных международных проектов. Закон обязал перевозить нефть, газ и уголь по Севморпути только судами под российским флагом, на что жаловался НОВАТЭК. Компания в итоге добилась масштабных исключений, оформленных постановлением правительства.
Вторую просьбу ExxonMobil, касающуюся возможности прямой работы филиалов иностранных компаний в РФ с российской административной системой, правительство, по данным Коммерсанта, и так собиралось решить. Действующий порядок формально вступил в действие в 2001 году с принятием новой версии закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (129-ФЗ), закона "Об инвестиционной деятельности" (39-ФЗ) и закона "Об иностранных инвестициях" (160-ФЗ) в 1999 году.
На деле нормы, регулирующие деятельность аккредитованных филиалов иностранных компаний в РФ, восходят к законодательству РСФСР 1990–1992 годов и даже к советским нормам, основывающимся на почти потерявшем значение в мире во второй половине XX века порядке регистрации в системе торгово-промышленных палат (ТПП). Открытие филиалов и представительств было популярно до середины 1990-х, после чего нормой скорее стала работа через дочерние структуры.
По данным Коммерсанта, Минфин и Минэкономики обсуждали проблему, указанную ExxonMobil, в рамках подготовки пакета законопроектов по соглашениям о поощрении и защите капиталовложений (СЗПК). Он предполагал отмену 39-ФЗ и 160-ФЗ с переносом положений в закон о регистрации. Госреестру аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний в РФ должны дать возможности, аналогичные регистрации в ОГРН (сейчас реестр ведет ФНС, отдельно предлагалось вести спецреестр филиалов для авиакомпаний под управлением Росавиации).
Этот вариант решил бы проблемы ExxonMobil. Схема аккредитации в целом сохранялась, хотя и упрощалась, предлагалось сохранить участие ТПП. Но согласовать весь пакет пока не удалось из-за споров внутри правительства о режимах поддержки инвестиций.
Ранее отмечалось, что в октябре прошлого года Россия начала переговоры с американской ExxonMobil о новых нефтяных и газовых проектах. Россия подготовила несколько вариантов для Exxon, в том числе в области природного газа, переработки или нефтехимии. Все эти сектора в настоящее время не являются объектами санкций США. Ранее же в 2018 году Exxon вышла из большинства совместных предприятий с "Роснефтью" из-за предыдущего раунда санкций США. У Exxon остался только один крупный проект в России - "Сахалин-1", который стартовал более десяти лет назад.
В "Сахалин-1" входят три нефтегазоносных месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе у северо-восточного побережья острова. Потенциальные извлекаемые запасы составляют 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Добыча превышает 200 тыс. баррелей в сутки.
Exxon Mobil Corporation - американская компания, крупнейшая частная нефтяная компания в мире, одна из крупнейших корпораций в мире по размеру рыночной капитализации. Компания ведёт добычу нефти в различных регионах мира, включая США, Канаду, Ближний Восток, Азербайджан и др.
Роснефть является крупнейшей в мире публичной нефтяной компанией. На компанию приходится около 5% от общемировой нефтедобычи, а ее доказанные запасы по международной категории превысят 5 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. В структуру Роснефти входит Ангарский Завод Полимеров, Лисичанский НПЗ после приобретения ТНК-ВР и Уфаоргсинтез после закрытия сделки по покупке Башнефти 12 октября 2016 года.
MRC