МОСКВА (Маркет Репорт) -- Американское агентство Platts, мировой поставщик информации об энергоносителях и металлах, утверждает, что участники рынка при всем желании не могут влиять на рассчитываемые агентством котировки, сообщают Ведомости со ссылкой на The Wall Street Journal (WSJ).
Platts проанализировало случаи, о которых рассказывалось в статье The Wall Street Journal, и заявило, что сделанные в ней выводы "не имеют под собой никаких оснований". Вопрос о возможном манипулировании на рынке нефти и нефтепродуктов, где котировки публикуют агентства на основании информации от трейдеров, остро встал в мае, когда антимонопольные регуляторы ЕС начали проверку нефтяных компаний BP, Royal Dutch Shell, Statoil и крупнейшего ценового агентства на этом рынке — Platts. "Есть опасения, что компании вступили в сговор, сообщая агентству Platts искаженные данные с целью манипулирования публикуемыми ценами на нефть и биотопливо", — говорилось в заявлении Еврокомиссии.
Потенциальная возможность влиять на котировки, или эталонные цены агентства объясняется тем, что на спотовом рынке участники договариваются о сделке частным образом. Platts же полагается на информацию, которую они ей сообщают добровольно. Правда, специалисты агентства постоянно следят за рынком, общаются с трейдерами и, как оно утверждает, при выставлении эталонной цены отсекают котировки, которые представляются им выходящими за рамки превалирующей на рынке ценовой тенденции. Именно так, по утверждению Platts, и воспринимались сомнительные котировки Rixo.
"Все агентства защищаются от ценовых манипуляций, это заложено в методологии, и то, что описывает Platts в своем отзыве, так и должно работать. Это классический случай: когда цена выглядит нерыночной, она должна отсекаться вручную. В этом смысле все у Platts описано близко к реальности", — говорит эксперт Thomson Reuters Александр Ершов. Но попытки манипулирования рынком далеко не ограничиваются описанной ситуацией, добавляет он: "Самая большая проблема для ценовых агентств — и мы с ней тоже сталкиваемся — ликвидность. На североморском рынке, где с ней все нормально, попытку одного трейдера или даже крупной нефтяной компании манипулировать ценой скорее всего увидят. Но есть сегменты рынка, где ликвидность намного меньше, и доминирующие там компании могут формировать определенную политику, которая будет влиять на цены".
Проблема ликвидности затрагивает и рынок российской нефти Urals (ее котировки тоже публикует Platts), отмечает Ершов: пока в силу значительного объема экспорта цену Urals вполне можно определить как рыночную, но свободный рынок Urals сужается с каждым годом и даже с каждым месяцем. Он объясняет это тем, что количество попадающей на спотовый рынок нефти Urals сокращается, в основном поставляемые партии распределяются между покупателями заранее.
В октябре 2012 года Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), объединяющая регуляторов 115 стран, представила доклад с рекомендациями для агентств, публикующих нефтяные котировки. В нем цитировались эксперты из разных областей, и некоторые отмечали, что с Urals учитывается мало контрактов. В целом же "у участников рынка есть сильный стимул "влиять" на оценки, даваемые Platts", чтобы воздействовать на физический рынок и рынки свопов, цены которых зависят от котировок агентства, говорили IOSCO другие эксперты, а добровольность в сообщении информации позволяет компаниям "включать или исключать сделки так, чтобы это шло им на пользу, и это может привести к искажению рыночных цен". Хотя в общем респонденты положительно оценили деятельность ценовых агентств, методологию расчета котировок и качество отражения реальной рыночной ситуации, было сказано в докладе.
MRC