МОСКВА (Маркет Репорт) -- Производители товаров повседневного спроса уменьшили размер упаковок на 7-20% в зависимости от категории в период с 2012 по 2018 год, сообщили Ведомости со ссылкой на исследования аналитиков GfK Rus, которые изучили покупки 20 тыс. домохозяйств.
Речь об упаковках, которые отличаются о стандартного литра или килограмма. При этом чаще всего производители, уменьшая вес или объем единицы продукта, лишь незначительно снижают его стоимость или вовсе сохраняют прежней, указывают эксперты GfK Rus. Например, молоко уже много лет в рознице продается в упаковках 920-985 мл, соки - по 900 мл, шоколадки - по 95-90 г, крупы - по 900 г и т. д.
Уменьшать упаковку производители стали еще после кризиса 2008-2009 годов, чтобы избежать резкого повышения цен, напоминает вице-президент Danone в России и СНГ Марина Балабанова: разница в 30-50 мл для потребителя несущественна, а к повышению цены потребитель крайне чувствителен, из-за чего продажи могут снижаться. Правда, у Danone сокращение объема упаковки связано еще и с тем, что пластиковые бутылки для молока изначально рассчитаны на меньший объем, указывает собеседник Ведомостей.
Снижение доходов вынудило производителей находить новые форматы фасовки и отказываться от классических размеров, подтверждает гендиректор Союзмолока Артем Белов. Так, потребители могут купить как экономичную большую упаковку, когда продукт в пересчете на литр выходит выгоднее по цене, так и меньшего размера - тогда она стоит чуть дешевле, объясняет он. Реальные располагаемые доходы россиян падают с 2014 года, свидетельствуют данные Росстата. Себестоимость же продуктов питания постоянно растет из-за роста стоимости электроэнергии, перевозок, акцизов на топливо и др., отмечает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. Конкуренция ужесточается - компании ищут возможности удешевить продукцию, согласна представитель ассоциации "Руспродсоюз" Ирина Нагайцева.
Между тем, сами россияне недовольны очевидным снижением веса продукта в упаковке ради скрытого повышения цен и предпочитают стандарт фасовки в 1 кг, говорилось в мартовском исследовании "Nielsen Россия".
За последние годы потребители стали лучше разбираться в том, сколько стоит килограмм или литр продукции: в 2012 году, по данным GfK Rus, таких потребителей было 29%, в 2018 уже 47%. Это значит, что сыграть на том, что потребитель не замечает уменьшения размера упаковки, и использовать это вместо повышения цены становится все сложнее, указывает замруководителя отдела исследований потребительской панели GfK Rus Татьяна Кокорева. В дальнейшем уменьшение размера упаковки может даже привести к тому, что покупатели станут предпочитать тех производителей, кто предлагает больший объем за те же деньги или даже по более низкой стоимости по промоакциям, считает она.
Как сообщала компания Маркет Репорт, к 2030 году все продукты Procter&Gamble (P&G) в России будут производиться в упаковке, пригодной к переработке или повторному использованию, а объем используемого первичного пластика сократится на 50%, сообщила компания в рамках ПМЭФ 6 июня этого года.
MRC