МОСКВА (Маркет Репорт) -- На фоне резкого ослабления рубля иностранные автоконцерны пытаются окупить инвестиции в создание производств в России за счет внешних рынков. Volkswagen, Volvo и Peugeot-Citroen уже объявили о планах экспортировать компоненты, выпущенные в стране, сообщает Коммерсант.
Экспорт - основная возможность загрузить мощности, созданные в рамках соглашений о промсборке и очевидно избыточные при текущем спросе. Сразу три иностранных автоконцерна, располагающих заводами в России, собираются экспортировать автокомпоненты со своих производств.
Как сообщала Маркет Репорт ранее, гендиректор Volvo Group Trucks в России Питер Андерссон заявил, что калужский завод компании, объявивший о простое в феврале, рассчитывает на экспорт автокомпонентов. Ожидается, что предприятие возобновит выпуск грузовиков с октября.
О планах экспорта компонентов сообщил и гендиректор "ПСМА Рус" (СП Peugeot-Citroen и Mitsubishi; завод простаивал с 27 апреля по 17 августа) Жан-Кристоф Маршаль. Кроме того, Volkswagen, запустивший 4 сентября в регионе завод двигателей мощностью 150 тыс. штук в год, принял решение экспортировать двигатели и автомобили.
На фоне резкого ослабления рубля (с середины мая курс доллара вырос почти на 41%, курс евро — на 38%) о создании ориентированных на экспорт производств уже объявил и ряд других машиностроителей. Например, на прошлой неделе в рамках Восточного экономического форума СП Mazda Sollers объявило о строительстве в Приморье завода двигателей, который будет экспортировать всю свою продукцию. Тогда же китайские Jiangsu Baoli International Investment и Xi`an Aircraft Industrial Corporation подписали с Минвостокразвития соглашение об организации сборки турбовинтовых самолетов в Комсомольске-на-Амуре, которые тоже в основном будут экспортироваться в Китай и другие страны.
Если для ряда машиностроителей девальвация рубля дала выгодную возможность экспортировать, пользуясь в том числе подешевевшей рабочей силой, то для автопрома это порой единственная возможность поддерживать рентабельность производства. На фоне падения авторынка (в августе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи снизились на 19,4%, до 138,7 тыс. машин) необходимо загружать мощности, созданные в том числе в рамках обязательств о промсборке. По этим соглашениям автоконцерны до 2020 года должны запустить производство мощностью 300-350 тыс. машин в год, достигнуть 60% локализации, начав выпуск сложных компонентов, в том числе двигателей и коробок передач. На фоне падения рынка Минпромторг уже объявил о возможности изменения формулы, по которой рассчитывается уровень локализации или отсрочки исполнения обязательств.
Руководитель автомобильной практики E&Y в СНГ Андрей Томышев считает экспорт компонентов и автомобилей за рубеж "вполне реальным проектом, который позволит извлекать выгоду от международной торговли в долгосрочной перспективе". Автоконцерны все более глобализуют цепочки поставок, локализация производства комплектующих в странах с более низкой себестоимостью и перспективной емкостью рынка является одним из элементов оптимизации расходов в долгосрочной перспективе. На фоне девальвации рубля, добавляет аналитик, себестоимость производства в России становится ниже, а значит, поставки двигателей из России, например, в Европу, могут быть более рентабельными, чем их местное производство.
MRC