МОСКВА (Маркет Репорт) -- Минпромторг представил концепцию дифференциации промышленных субсидий для автопроизводителей, которые де-факто компенсируют утильсбор локализованным концернам и обеспечивают рентабельность производств, сообщает Коммерсант.
В 2020 году 50% компенсаций выплачиваются только за наличие СПИК, остальная часть — в соответствии с фактической локализацией (считается по балльной системе). С 2021 года 75% компенсаций будут выплачиваться по фактической локализации, с 2022 года — 100%. При этом в концепции уточняется, что расчет баллов будет идти на каждый выпускаемый автомобиль.
Источник издания на рынке говорит, что, вероятно, речь идет о схеме, когда концерн вручную записывает в электронном ПТС число баллов на каждый автомобиль, а министерство может выборочно провести проверку. Количество баллов, которое нужно набрать для получения 100% компенсаций, в рамках концепции было скорректировано с изначально заявленных 4 тыс. Теперь целевой показатель в легковом сегменте начинается с 1,5 тыс. баллов, их нужно набрать для полной компенсации в 2020–2021 годах.
Далее порог увеличивается до 2 тыс. баллов в 2022 году, почти 2,6 тыс. — в 2023 году и 3,7 тыс. — в 2025–2026 годах. При этом в концепции приводится, что Lada Vesta с АКПП уже набирает 3,3 тыс. баллов, а Hyundai Solaris — 1,4 тыс. баллов. К 2028 году в легковом сегменте нужно набрать 5,4 тыс. баллов. Сварка и окраска (минимальные условия, на которых заключались СПИК в легковом сегменте) дают автопроизводителям всего 900 баллов.
Фактически теперь российские производства в ближайшие годы могут не углублять локализацию, говорят источники издания, а иностранные концерны начнут терять часть компенсации уже с 2020 года. Правда, в первые годы ущерб будет не таким большим, поскольку часть денег будет гарантирована наличием СПИК.
Автоконцерны шли на подписание СПИК именно ради того, чтобы получать промышленные субсидии на 200 млрд руб. в год. Правительство до последнего времени обещало сохранить промсубсидии для всех игроков, но после поездки президента Владимира Путина на КамАЗ 13 декабря позиция резко изменилась. Пока непонятно, куда государство направит дополнительные доходы от утильсбора, которые не будут возвращены концернам.
В Toyota сказали, что кардинальная смена концепции выплат промсубсидий стала неожиданной для концерна и "противоречит тому, что ранее обсуждалось и анонсировалось". "Дифференциация объема субсидий, направленных на компенсацию утильсбора, полностью изменит экономические условия ведения автомобильного бизнеса в России и серьезно повлияет на локальное производство Toyota", — полагают в компании, называя повышение цен неизбежной контрмерой в краткосрочной перспективе в случае утверждения такого решения.
Ранее сообщалось, что размер субсидий, за счет которых автопроизводителям компенсируют утилизационный сбор, будет зависеть от уровня локализации компаниями своего производства в России. Сейчас правила выплаты субсидий по каждому типу транспортных средств дорабатываются в Минпромторге. Для компаний, подписавших специальные инвестиционные контракты (СПИК), будет предусмотрен переходный период.
MRC